Электромагнитная индукция

При изучении свойств многовитковых катушек было обнаружено, что пересечение их витков движущимися силовыми линиями магнитного поля вызывает образование на концах обмотки электродвижущей силы, а если эти концы замкнуть, то в цепи катушки пройдет ток. Этот наведенный, или индуктированный, ток, как оказалось, всегда направлен так, чтобы создаваемое им в катушке магнитное доле противодействовало движению силовых линий индуктирующего магнитного поля.

Явление возбуждения э. д. с. в обмотках, пронизываемых движущимися относительно их витков силовыми линиями магнитного поля, может быть воспроизведено множеством способов. В простейшем случае достаточно просто вводить, внутрь катушки и выводить постоянный магнит.

На рис. 10 представлена схема устройства электродинамического карманного фонарика, лампочка которого Л начинает давать свет, если вращать постоянный магнит А, выполненный в виде толстого диска с вырезами. В магнитопроводах М при этом возникают быстро изменяющиеся по величине и направлению потоки магнитных силовых линий, индуктирующие токи в обмотках, питающие лампочку. На таком же принципе основано действие различных динамомашин и электрогенераторов, создающих электроэнергию за счет затраты механической энергии на взаимное перемещение обмоток и индуктирующих мощных магнитных полей

Электромагнитная индукция

Рис. 10. Схема устройства электродинамического карманного фонарика.

Наведение э. д. с. в катушках с помощью пересекающего их обмотки магнитного поля можно осуществлять и посредством электромагнитов. Индуктирование э. д. с. будет возникать не только при взаимном движении электромагнита и подвергаемой его воздействию катушки, но и в том случае, когда никакого движения нет, но зато ток в обмотке электромагнита меняется по величине или прерывается совсем.

Устройства такого рода весьма распространены, они, например, имеются в каждом современном автомобиле — это так называемая бобина, или катушка зажигания (рис. 11), позволяющая получать от аккумулятора с напряжением в 6 или 12 в необходимые для работы двигателя искры высокого напряжения

Электромагнитная индукция

Рис. 11. Схема зажигания в автомобильных двигателях.

. Для этого через катушку с помощью прерывателя периодически пропускается ток, вызывающий появление и исчезновение магнитного поля в железном сердечнике. В находящейся на этом же сердечнике катушке с очень большим числом витков при этом кратковременно наводится э. д. с. порядка нескольких тысяч вольт.

Смотрите также